В канун поста в Германии вспомнили, что в 17 веке баварское пиво использовалось монахами


Они не принимали твердой пищи и постились исключительно на пиве

МЮНХЕН. Католики готовятся к 40-дневному Великому посту с воздержанием от скоромной пищи, сладостей, алкоголя и излишеств, и в Германии напоминают, что баварское пиво появилось в местном монастыре в 17 веке как строгий постный напиток, сообщает catholicnewsagency. Монахи Пауланера были в большинстве своем выходцами из Южной Италии, населившими монастырь Нойдек-об-дер-Ау в Баварии в начале 17 века. «Строгие правила Великого поста в то время запрещали монахам принимать твердую пищу, – напоминает браумейстер и пивной сомелье пивоварни Paulaner Мартин Зубер (Martin Zuber) на веб-сайте компании. – Далеко не все могли блюсти его на одной воде без ущерба для здоровья, а потому монахи прибегли к обычному напитку своей родины – пиву. Они выработали рецепт «необычайно крепкого» варева с углеводами и питательными веществами, считая его «жидким постным хлебом». Первое пиво сорта «доппельбок» очень скоро стало столь популярным, что монахи начали продавать его местным общинам – именно оно теперь считается оригинальным продуктом пивоварни Paulaner, основанной в 1634 году. Со временем за этим сорто закрепилось названиеSalvator – простонародный вариант «Sankt Vater» (Святой Отец). В настоящее время пивоварня Paulaner отправляет свою продукцию в 70 стран мири и числится одним из главных участников ежегодного мюнхенского октябрьского пивного фестиваляOctoberfest. Хотя сегодня его копии производятся по всему миру, у монахов этот напиток имел явно покаянное, постное значение. В 2011 году журналист-христианин Джей Уилсон (Wilson), редактор окружной газеты в штате Айова (США), решил проверить на себе эффект голодания на пиве. В местной пивоварне для него сварили по старинному рецепту доппельбок, и он прожил на нем 46 дней Великого поста, воздерживаясь от твердой пищи. Постился он под врачебным контролем без отрыва от работы. Выпивал четыре кружки пива за рабочий день и по пять кружек по субботам и воскресеньям. Этот опыт, по его признанию, совершенно переродил его – и совсем не в опьяняющем, а духовном смысле. «Я осознал, что человеческое тело – удивительное творение, – писал он в своем блоге для CNN после Великого поста. – Мы постоянно набиваем его нездоровой едой, и почти не заставляем трудиться. Мы принимаем этот великий дар как должное. А тело способно на гораздо большее, чем мы думаем. Оно может одолевать горы, бегать марафоны и, да, оно может работать без пищи очень долго. Острый голод я испытывал только в первые дни, а потом мое тело вдруг «включило вторую передачу», полностью отключило голод и заменило его особой сосредоточенностью. Я вдруг обнаружил, что живу в непривычном туннеле ясности, не похожем ни на что, что я знал ранее». В итоге похудел на 11 кг за время Великого поста, «обрел строгую самодисциплину», избавился от многолетней «информационной зависимости», открыл и осознал многое в себе. Местные и федеральные СМИ тем временем долбили его запросами на интервью, однако он полностью отрешился от суетной болтовни, дабы полнее сосредоточиться на духовной цели своего поста. «Мой опыт доказал, что средневековые предания о монахах, строго постящихся на одном доппельбоке, можно с высокой вероятностью считать чистой правдой, – подчеркивает Уилсон. – На собственном опыте я осознал, что такой пост помогал монахам отрешиться от уз земной плоти, осознать ее тяготы и несовершенства и переключить сознание на Бога. Они постились ежегодно не ради жертвы или подвига, а чтобы заново переучесть собственные недостатки, пересмотреть свою душу и далее совершенствоваться на духовном пути». Католики ныне не обязаны отказываться от твердой пищи во время Великого поста, однако им надлежит сосредоточиться на покаянии, вдохновляясь 40-дневным постом Христа в пустыне. Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств в пище, делах и помышлениях. Основным элементом поста является обет (постановление), который каждый верующий дает себе перед его началом. Это может быть умеренность в пище и развлечениях, сосредоточение на делах милосердия и т.п. Первоначальным смыслом поста было воздержание от пищи вообще. Широко распространилось невкушение пищи до вечера либо до 3-го часа дня (библейский 9-й час), когда дозволялась скромная трапеза. Впоследствии, особенно в монастырях, к воздержанию от пищи добавили запреты на мясо, молоко и пр. Однако со временем древняя практика воздержания до вечера стала трудноисполнимой, и приблизительно в XIV веке единственную трапезу сдвинули на дневное время. Затем к ней добавили легкую вечернюю трапезу (collatio, от названия монастырских святоотеческих чтений при этой трапезе), а потом и легкая утреннюю. Запреты на рода пищи также смягчались со временем: если в средние века запрещались мясо, яйца и молочная пища, то в XX веке остался лишь запрет на мясо. В целом Кодекс Канонического Права (1917 года) Католической церкви различает собственно пост и воздержание (кан. 1251). Постом считается ограничение числа вкушений пищи в день одной полноценной трапезой, при этом не возбраняются две легкие трапезы утром и вечером, а род пищи определяется «местной традицией». А воздержание означает запрет на вкушение мяса (кан. 1250). Духовенство благословляет здоровых взрослых католиков США в возрасте 18-59 лет поститься в Пепельную среду и Страстную пятницу, а затем до Страстной субботы и Пасхального бдения. «Ни один христианин-католик не может освобождать себя от столь священного обета в среду, которая торжественно открывает сезон Великого поста, и в пятницу, именуемую «Страстной», ибо в этот день Христос терпел муки, пребывая во плоти, и умер за наши грехи», - наставляют католические епископы США паству в своем пастырском послании 1966 года о посте. Постом у католиков ныне считается одна полная трапеза в день и две легкие. Между ними не разрешаются «перекусы», а прием жидкости никак не регулируется. В своем пастырском наставлении, епископы также напоминают об обязательном воздержании от мяса по пятницам Великого поста и настоятельно рекомендуют «посещать ежедневные службы и добровольно блюсти пост» и в другие дни Великого поста, а также подавать милостыню, читать Святое Писание, вершить неустанные молитвы и участвовать в Крестных ходах.


https://sedmitza.ru/text/10096735.html



12 просмотров